Бизнес Цензор: Кто отвечает за рекламу лекарств с недоказанной эффективностью
2018.01.25
БЦ разбирался, кто должен отвечать за распространение информации о лекарствах с недоказанной эффективностью и кто может этот процесс остановить.
Перед тем, как лекарство попадает на прилавки аптек и в домашние аптечки оно должно пройти множество экспертиз. В этих исследованиях, если упростить, должно быть доказано две вещи. Первое - оно безопасно. Второе - оно эффективно. Такие медикаменты мы можем называть “лекарства с доказанной эффективностью".
Но в Украине эти простые истины не очевидны. Пациенты хотят волшебную таблетку, которая избавит их от всех бед. Врачи далеко не всегда образованы, хотят успокоить пациентов и (возможно) получают деньги от фармацевтических компаний. И те, и другие смотрят рекламу. А там в большинстве случаев рекламируются лекарства с недоказанной эффективностью.
К таким лекарствам относятся, например: средства для повышения иммунитета, противовирусные препараты, сиропы от кашля и витамины.
Эти лекарства не только не помогают, но и могут принести вред: как минимум - финансовый, как максимум - они могут неожиданным образом повлиять на здоровье (неожиданным, потому что исследований по их безопасности недостаточно или они вызывают много вопросов).
Главный бенефициар рекламы лекарств с недоказанной эффективностью - фармацевтические компании. Так, для производства такого лекарственного средства почти не нужны траты на исследования, но они приносят весьма внушительный доход. За 2016 год украинцы потратили около 3 млрд долларов на лекарства с недоказанной эффективностью.
Мы попытались разобраться, кто должен отвечать за распространение информации о лекарствах с недоказанной эффективностью и кто может этот процесс остановить.
Рекламные агентства
Рекламные агентства (РА) напрямую работают с фармацевтическими компаниями, которые производят лекарства с недоказанной эффективностью и хотят рекламировать свою продукцию.
Согласно закона "О рекламе", они являются производителями рекламы и обязаны следить за тем, чтоб реклама была объективной, содержала информацию о том что "самолечение может повредить вашему здоровью", напоминала о том, что надо посетить доктора. РА не должны рекламировать препараты от болезней, которые не поддаются лечению (ОРВИ, кстати, к ним тоже относится).
"Иногда бюджет рекламного ролика лекарства может составлять полугодовую выручку рекламного агентства, поэтому каждый рекламщик будет брать такой заказ и не будет к нему придираться. Если это крупное агентство - максимум, что они могут сделать, - проверить, есть ли у этого лекарства лицензия и могут ли его отпускать без рецепта", - рассказывает на условиях анонимности представитель РА.
"Как мне кажется, наибольшую опасность в рекламе лекарств представляет то, что их рекламируют по таким же принципам, как и любой другой бытовой продукт. Главная задача рекламщика в таком случае - связать продукт с определенной эмоцией. Следовательно, зрители воспринимают сироп от кашля как способ проявить заботу о близких или подчеркивают значимость семейных ценностей. Логики в этом, конечно, нет, хотя для лекарств это гораздо важнее чем для зубного порошка или чипсов", - продолжает он.
Фото: pixabay.com
Медиа
Медиа берут рекламу от рекламных агентств и отвечают за ее распространение. Согласно закону, они обязаны следить за тем, чтобы у тех товаров, для распространения которых нужна специальная сертификация, обязательно была лицензия.
Собственно, за этим параметром телевизионные каналы следят. Ситуацию с распространением лекарств с недоказанной эффективностью коммерческий директор сейлз-хауса "Плюсы" Валерий Вареница прокомментировал следующим образом:
"Мы ставим в эфир рекламу только тех препаратов, которые имеют соответствующую регистрацию МОЗ. Их эффективность или неэффективность - тот параметр, который не может осуществить медиагруппа. Для этого в нашей стране действуют соответствующие учреждения и организации. Если у препарата есть регистрация, то, в соответствии с законом, мы не откажем такому рекламодателю".
Фото: pixabay.com
Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания
Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания - это государственный орган, одна из обязанностей которого - контроль за выполнением закона "О рекламе".
Нвцсовет может потребовать и проверить все необходимые документы у рекламодателя, производителей и распространителей рекламы, требовать убрать с эфира рекламу, которая не соответствует требованиям ЗУ "О рекламе".
В пресс-службе Национального совета утверждают, что этот вопрос относится к содержанию рекламы, а не к ее распространению. Соответственно - ответственности за это они не несут:
"Вопрос эффективности лекарств - это проблема содержания рекламы, то есть объективности информации о свойствах лекарственного средства и привлечения к ответственности производителей таких средств", - говорится в ответе пресс-службы Нацсовета.
В связи с этим, вопрос о роли Национального совета, который "допускает" размещение рекламы лекарств, является безосновательным. В соответствии со статьей 27 закона "О рекламе", распространители рекламы несут ответственность за нарушение законодательства о рекламе. А согласно статье 26 того же закона, Национальный совет осуществляет контроль именно за деятельностью распространителей рекламы - телерадиоорганизаций.
Контроль за содержанием рекламы осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей. Сейчас этот орган называется - Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей".
Фото: pixabay.com
Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей
Действительно, за содержание рекламы отвечает Госслужба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей.
Служба признает, что в ее компетенции - отслеживать содержание рекламы. В то же время, она может проверить лишь, вписывается ли реклама лекарственного средства в требования закона "О рекламе.
"Законодательство о рекламе не содержит определения "лекарства с недоказанной эффективностью", - говорят в Службе, отвечая на вопрос БЦ.
Вместе с тем, согласно закона "О рекламе", запрещается реклама лекарственных средств, применение и отпуск которых разрешается только по рецепту врача, а также внесенных в перечень запрещенных к рекламированию лекарственных средств. Эта же статья содержит ряд ограничений относительно содержания и порядка распространения рекламы лекарственных средств.
Мы уделяем большое внимание такой рекламе. Так, территориальными органами за 2017 год по рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации было рассмотрено 46 дел, принято 25 решений об устранении нарушений или остановки рекламы, наложено 42 штрафа на общую сумму 74 тыс. грн", - сообщают в Госслужбе по защите прав потребителей.
Фото: pixabay.com
Государственная служба Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками
Госслужба по лекарственным средствам и контролю за наркотиками отвечает за соблюдение закона "О лекарственных средствах" и других нормативно-правовых документов, которые регулируют оборот лекарственных средств в Украине.
Однако государственная служба лишь следит за уже произведенными лекарствами и не считает, что в ее компетенции входит контроль рекламы лекарственных средств.
"Согласно закону "О лекарственных средствах", в Украине могут реализовываться только зарегистрированные лекарства. За государственную регистрацию лекарственных средств отвечает Государственный экспертный центр МОЗ. Таким образом, вопрос относительно недоказанной эффективности лекарственных средств относится к Министерству здравоохранения. Перечень лекарственных средств, реклама которых запрещена, также относится к компетенциям МОЗ", - ответили нам в Государственной службе по лекарственным средствам.
Фото: pixabay.com
Министерство здравоохранения
К Министерству здравоохранения возникает наибольшее количество вопросов. Именно в его компетенцию входит регистрация лекарственных средств и именно МОЗ выдает лицензии лекарствам с недоказанной эффективностью.
Рекламные агентства, СМИ и контролирующие государственные органы ссылаются на то, что у всех рекламируемых медикаментов есть лицензии.
Сам МОЗ выступает с публичной позицией - все это вещества с недоказанной эффективностью. При этом в МОЗ признают проблему с рекламированием таких препаратов.
В то же время, представители МОЗ говорят о том, что без содействия других органов власти решить эту проблему невозможно.
Вот как выглядит их комментарий:
"Правомерность трансляции рекламы лекарственных средств, медицинских изделий и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации регулируется статьей 21 ЗУ "О рекламе" и предусматривает использование информации, которую может предоставлять только центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения - МОЗ Украины. Однако, в этом же законе мы видим некое противоречие. В соответствии со статьей 26 ЗУ "О рекламе" Минздрав не включен в перечень государственных органов, уполномоченных осуществлять контроль за рекламой. Национальный совет наделен полномочиями следить только за порядком и объемами размещения рекламы, если же возникают вопросы к содержанию рекламы - то этим занимается Держпродслужба. То есть, контролировать рекламу лекарств возможно только задействовав эти государственные органы, каждый в отдельности бессилен повлиять на подобные нарушения. В соответствии с правовыми нормами рекламировать можно только те лекарства, которые имеют обязательный сертификат, а ее реализация разрешена без рецепта врача. Соответствующие данные содержатся в Государственном реестре лекарств, размещен на сайте Минздрава".Также в МОЗ заявили, что совместно с другими исполнительными органами они разрабатывают механизм контроля за рекламой лекарственных средств. Но на данный момент этот план находится лишь на этапе разработки.
В итоге, после опроса всех соответствующих контролирующих органов, мы пришли к выводу, что в Украине никто не контролирует, какие лекарственные средства каждый день массово рекламируются по телевизору.
По прочтению этой статьи может сложиться впечатление, что регулировать рекламу лекарств с недоказанной эффективностью некому. Но это не так. На самом деле каждый из органов может повлиять на этот процесс при желании.
МОЗ может внести лекарства с недоказанной эффективностью в список лекарств запрещенных для рекламы и, в идеале, забрать у них лицензии. Госпотребслужба и Совет по вопросам телевидения и радиовещания может опираться на закон “О рекламе” и доказывать неправомерность размещения подобной рекламы. Рекламщики и представители телевидения, по большому счету, тоже могли бы занимать социально ответственную позицию и фильтровать поток недобросовестной рекламы.
Вопрос заключается лишь в том, что, исходя из официальных ответов государственных органов, никто в ближайшее время брать на себя ответственность не готов.